Химия для фотографа > Фотомонтаж и эффект насадки > Метод точной маски

Метод точной маски


При изготовлении сложных монтажей нередко возникает необходимость совмещать изображения достаточно сложных конфигураций путем наложения одного на другое. Это требует точного маски­рования и обычно проводится на дубль-позитивах и дубль-негативах. Удобны в работе стеклянные фото­пластинки «Изоорто» чувствительностью 11— 20 ед. ГОСТа/ИСО, форматам от 9X12 до 30X40 см, с кото­рыми можно работать при неактиничном красном лабо­раторном освещении.
Исходный негатив или диапозитив закладывается в рамку фотоувеличителя, и его изображение печатается на пластинку, как на фотобумагу. Выдержка подбира­ется путем проб; она зависит от плотности изображения, степени увеличения и обычно бывает в границах 10 с 2 мин. После проявления, закрепления, промывки и сушки следует обработка лаками. Чтобы при работе предохранить эмульсию пластинки от механических повреждений, пластинки после фиксирования целесо­образно обрабатывать в формалиновом дубителе.
Подбирая пластинки различной контрастности, проявители разных составов, применяя разные способы обработки, можно в широких пределах изменять тональ­ные соотношения сюжетов, которые составляют конеч­ное изображение — фотомонтаж.
На сухой пластинке с негативным (позитивным) изображением часть его, предназначенную для впечаты­вания в другой сюжет, покрывают асфальтобитумным лаком, слегка разведенным очищенным скипидаром. Необходимую концентрацию лака подбирают методом проб. Обычно это 5—10 %-я смесь.
Пластинку освещают на просвет. Удобно пользова­ться станком для ретуширования. Тонкой кисточкой лак наносят на изображение, которое предварительно за­крывают точно по контуру. Работа требует аккурат­ности, поскольку в противном случае обязательная ретушь отнимает много времени.
После высыхания лака пластинку помещают в раст­вор фармеровского ослабителя, где полностью удаляется не покрытое лаком изображение, а изображение, покры­тое лаком, сохраняется. Далее пластинку промывают и сушат. Так получают точную непрозрачную маску.
Далее печатают фон, для чего пластинку с непрозрач­ной маской накладывают на новую, эмульсией к эмуль­сии, экспонируют, проявляют, закрепляют и сушат. Так получают второй дубликат — негатив или позитив (диапозитив), т. е. фон с прозрачным участком по конфигурации маски.
Ватным, смоченным в скипидаре, тампоном осто­рожно, чтобы не повредить эмульсию, с первого диапо­зитива (негатива) смывают покрывающий часть изображения лак. Далее пластинку промывают и сушат. Получают в результате второй дубль-негатив или дубль-диапозитив. Два стеклянных диапозитива (негатива) складывают эмульсионными сторонами друг к другу, точно совмещая изображения по контурам, после чего окантовывают липкой лентой типа «скотч». Теперь двойной стеклянный диапозитив или негатив, в зави­симости от того, каким было исходное изображение, готов для репродуцирования.