Химия для фотографа > Фотомонтаж и эффект насадки > Фотомонтаж

Фотомонтаж


Соединяя несколько разных фотографий или их фрагментов, рисунков, можно создать новую, цело­стную по смыслу и форме картину —- фотографический монтаж. Это также метод (или способ) изготовления комби­нированных фотографических изображений. Он помогает значительно расширять возможности художественной, прикладной, документальной и других видов светописи.
С художественно-эстетической стороны у него есть свои специфические особенности: он позволяет смещать зрительный центр фотокомпозиции даже за границы го­тового кадра, сдвигать смысловые акценты; ему присущ скрытый смысл, т. е. подтекст, символика, гипербола и метафора, лаконичность формы, нередко преднамерен­ная деформация объекта первой съемки, нарушение пропорций предметов и их масштабов, лапидарность стиля сопроводительных текстов, обратная перспектива (монтажи А. Житомирского, В. Корецкого, Дж. Хартфильда).
Какой бы необычной ни была взаимосвязь между смонтированными в единое целое составляющими эле­ментами, как бы ни удивляло фантастически трансфор­мированное целое, все равно фотомонтаж непременно вызовет у зрителя впечатление чего-то хорошо знакомо­го. Это происходит потому, что различные обстоятель­ства места и действия усиливают достоверность картины и убеждают в реальности изображаемых событий.
В фотомонтаже необходимо учитывать психологи­чески установившиеся нормы видения внешней, данной нам в ощущении реальности, исторически сформировав­шиеся культурно-социальные взаимосвязи. Именно поэтому вниманию зрителя автор должен предлагать та­кую пространственную ситуацию, где хотя бы отдельные элементы, из которых складывается готовая картина, были бы ему знакомы. В то же время, благодаря своей специфичности, фотомонтаж оказывает на зрителя впе­чатление чего-то дивного, абсурдного, иногда шокирую­щего, фантастического, выходящего за пределы реаль­ных представлений. В монтаже такого типа существен­ную роль играет фантастически-маньеристский гротеск: он выражается причудливым перспективным искрив­лением формы предметов и пространства. Хаотический мир монтажа представляет собой одну из тех разновид­ностей фотографии, где находят применение самовыра­жение, художественная автономия видения мира, раз­витая индивидуальность представлений. Здесь, естест­венно, успех зависит от прочности опоры автора в своем эксперименте на жизненный социально-политцческий опыт, на общественное жизнеутверждающее начало.